Обзор общих нормативно-правовых актов, регулирующих лизинговые правоотношения

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (в ред. От 28.08.2012 г.) (именуемый далее – Гражданский кодекс).

В настоящем нормативно-правовом акте существует параграф «Финансовая аренда (лизинг)», являющийся частью главы Аренда. Так в ст.636 Гражданского кодекса дается понятие договора финансовой аренды. Согласно данной статье, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика).

Кроме того, в данном параграфе дается понятие предмета договора лизинга, а также рассматриваются общие вопросы, связанные с передачей предмета лизинга, рисками случайной гибели либо порчи предмета лизинга, ответственностью продавца (поставщика) предмета лизинга. Отметим, что вопросы, не урегулированные параграфом Гражданского кодекса Республики Беларусь о финансовой аренде (лизинге), регулируются общими нормами, предусмотренными главой 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Аренда», если иное не установлено законодательством.

Вторым важным нормативно-правовым актом является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865, утвердившее новое Положение о лизинге (именуемое далее – Постановление от 4 июня 2010 г. №865).  Отличительной особенностью данного нормативно-правового акта является его новизна. Оно заменило ранее действовавшее на протяжении многих лет Постановление Совета Министров от 31.12.1997 г. №1769. Постановление от 4 июня 2010 г. № 865 является полностью новым нормативно-правовым актом в области лизинга и по сравнению с Постановлением Совета Министров от 31.12.1997 г. № 1769 регулирует правоотношения, возникающие между субъектами лизинговых сделок более широко. Так в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865 даются понятия контрактной стоимости предмета лизинга, срока лизинга, цены договора лизинга, финансового лизинга, оперативного лизинга, сублизинга, а также возвратного лизинга, упоминания про который в Постановлении Совета Министров от 31.12.1997 г. №1769 не было. В постановлении приводится перечень существенных условий договора лизинга, который по сравнению с Постановлением от 31.12.1997 г. № 1769 существенно сокращен. В Постановлении от 4 июня 2010 г. № 865 упоминается о взаимоотношениях Лизингодателя и Лизингополучателя, вопросы сохранности имущества, рисков случайной гибели имущества, общие вопросы по амортизации предмета лизинга, а также иные вопросы, возникающие при реализации договора лизинга. В преамбуле к Постановлению от 4 июня 2010 г. № 865 сказано, что отношения по передаче имущества по договору лизинга регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Положением, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, иным законодательством, принятым в соответствии с ними. Поэтому Лизингодатели, Лизингополучатели должны в первую очередь руководствоваться Гражданским кодексом Республики Беларусь, данным Положение о лизинге и иными актами, принятыми в соответствии с ними, которые мы рассмотрим ниже.

Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. N 171 (ред. от 13.08.2010) «О некоторых мерах по улучшению условий реализации транспортных средств отечественного производства». Данный нормативно-правовой акт регулирует правоотношения в области лизинга, возникающие при передаче такого предмета лизинга, как транспортные средства отечественного производства. Указ регулирует отношения по передачи транспортных средств отечественного производства лизингодателями, список которых специально утверждается Советом Министров. Устанавливаются сроки таких договоров лизинга, условия предоплаты по договору лизинга, общий размер процентной ставки по банковскому кредиту, привлекаемому лизинговой компанией для целей, предусмотренных данным Указом, а также предел вознаграждения лизингодателей.  Упоминается в Указе и про валюту платежей, которая зависит от того для каких целей передается предмет лизинга, а также вопросы, связанные с уменьшением налога на прибыль у банков при предоставлении кредитов Лизингодателям для приобретения предметов лизинга – транспортных средств отечественного производства. Отметим, что в Указе разрешено относить курсовые (суммовые) разницы, возникающие у лизингодателя (лизингополучателя) при отражении в бухгалтерском учете (в учете у индивидуального предпринимателя) операций по договорам лизинга, заключенным в соответствии с настоящим Указом, на финансовые результаты организации лизингодателя и (или) лизингополучателя как внереализационные расходы либо внереализационные доходы. В дополнение стоит упомянуть о существовании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2004 г. №927 «Об утверждении перечня организаций, реализующих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь транспортные средства отечественного производства по договорам финансовой аренды (лизинга)». В данном правовом акте предусмотрен список лизингодателей, которые имеют право реализовывать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь транспортные средства отечественного производства по договорам финансовой аренды (лизинга) в порядке, предусмотренном указом Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. N 171 (ред. от 13.08.2010).

Featuring Recent Posts WordPress Widget development by YD